Бизнес по-казахски

Автор: Руслан Григорьев
Дата: 15.02.2014

Новомодные термины, заимствованные из языка долларов и нефти, стали олицетворять успех и социальное благополучие. Бизнес, менеджмент, мерчендайзер, супервайзер, апгрейд, старт-ап. По сути современные реалии быстротечного времени создали уже свой собственный язык, отделив целую культуру от пласта социальных установок. Культура, в которой нет расовых, языковых, гендерных различий, где национальность определяется валютой и процентным соотношением импорта-экспорта. Культура будущего.

А пока…

В этой культуре казахи – люди новые. Кочевой народ — мы позже осознали правила игры за место. В то время, как английские лорды выдавали кредиты под залог земельной собственности, казахский народ свободно ставил юрты на общих просторах степи. Ханы и бии следили лишь за порядком ведения хозяйства, безраздельно властвуя над собственностью в жузах. И только, окончательно осев, казахи, с неудержимой жаждой движения стали делать первые шаги к овладению навыками бизнеса. Однако кочевность так и осталась в крови начинающих предпринимателей и даже сегодня.

Начало начал

Знаете, в чем парадокс нашего народа? В том, что будучи кочевниками, мы движемся от начала до того же начала. Движение есть, но его как-будто бы нет. Сама казахская нация – это один цельный народный стартап. Вечный стартап. Ведь в чем смысл этого слова? В том, что зарождаясь как идея, начальное предприятие со стремительной скоростью переходит в разряд действующего бизнеса.

Мы начинали после монгольского нашествия как страна родовых образований. Начав с зимовок и жайлау, мы были вынуждены присоединиться к другому государству. Приняв их оседлое существование, полностью перестроили  концепцию своего хозяйства. И снова этап переоценки, резкой смены социальной программы. И вновь новая концепция – концепция независимого государства. Родилась идея, из нее быстро выросла структура, стала действовать и вот уже спустя всего 2 десятка лет Казахстан – уже действующая система. Стартап Казахстана как страны – это вообще отдельная тема.

Переезды с одной территории на другую уже давно остались в прошлом, а мышление кочевника на уровне подсознания осталось.

бизнес по-казахски, бизнес в казахстане, марат абиев казахстан, казахстанская мечта
Успешный предприниматель Марат Абиев в своей книге «Казахстанская мечта» дает принципиально новые и действенные рекомендации по поводу того, как заработать в Казахстане свой миллион долларов.

Ведя бизнес, казахи хотят самые жирные куски, при этом называя дело общим. Они так же седлают лошадь, но, если она споткнулась, режут ее на бесбармак. В этом и кроется тонкая грань между бизнесом казахским и казахстанским. Казахский бизнес – это бизнес кочевника. Казахский бизнесмен, или бизнес-ага, не может оставаться на месте, его любимая фраза «нужно движение, движение», он не любит делить свое дело с другими. Как бий, он понимает, что есть острая необходимость в специалисте по рекламе, но, как хан, он не желает отдавать ему свои деньги. Как только дело перестает приносить деньги, он закрывает его, отрезая все пути к отступлению.

Ни Европа, ни Азия

Казахстанский же бизнес основан на трех китах: Азия, Европа, Америка. Здесь бизнесмен рисует новыми красками полотно из трех старых картин. Азия влечет его своей традиционностью, Европа размеренностью, Америка чистым взрывом идей и вдохновения.

Казахстанский бизнесмен – многонационален. Он расчетлив как японец, педантичен, как немец и беспокоен как американец.

Он понимает, что ему нужен маркетолог, нанимает его за большие деньги, при этом он совершенно не знает что это такое, но концепция требует его в системе. Начинающий стартапер читает книги Кийосаки, слушает Ричарда Брэнсона и смотрит ролики Петра Осипова. Мешает все в один общий микс. И что в итоге? Идеи нет. То есть она есть, но это не идея Казахстанского бизнеса, это идея Пепси-колы по-казахски, Давай поженимся по-казахски и Айфона по-казахски.

У них на это были годы, у нас всего какая-то пара десятков лет

Казалось бы, хуже некуда. Народный бизнес терпит поражение на мировом рынке. Однако все это лишь временное событие. Мы уже делаем шаги к будущему своих собственных открытий на мировом рынке. Проблема в том, что это очень большие шаги. Привыкнув к тому, что мы страна – стартап, мы все больше ускоряем процессы внутри государства. И это вполне объяснимо. То, на что у США и России ушли столетия, мы строим за 22 года. Это требование современности. Или ты идешь в ногу со временем, или не идешь вообще. Мы же — скачем. Со временем мы придем к пониманию своей рыночной идеологии, когда откажемся делать «свою» Тойоту, «свой» Windows, «свою» Пепси-колу.

Решение есть. Создать свою концепцию, свою собственную модель ведения бизнеса. Времена Шелкового пути, когда казахские степи были транзитными путями для великих держав прошли, эволюционировав в новые партнерские отношения, создавая почву для новых рыночных возможностей  Казахстана. Главное остается за нами – найти свою нишу и свое видение будущего Казахстанского бизнеса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Они тоже полезны для бизнеса:

Собеседование: как его удачно пройти?

Большинство людей руководствуются именно тем самым первым впечатлением...

Слушать Узнать Читать Смотреть Узнать Узнать

Философия продаж. Как создать потребность?

Создавая свой бизнес, Вы должны понимать, что на этом «свое» и заканчивается.

Слушать Узнать Читать Смотреть Узнать Узнать

Отдел кадров с нуля

Сильная команда является основой успеха любой компании.

Узнать