Бизнес по-казахски

Автор: Руслан Григорьев
Дата: 15.02.2014

Новомодные термины, заимствованные из языка долларов и нефти, стали олицетворять успех и социальное благополучие. Бизнес, менеджмент, мерчендайзер, супервайзер, апгрейд, старт-ап. По сути современные реалии быстротечного времени создали уже свой собственный язык, отделив целую культуру от пласта социальных установок. Культура, в которой нет расовых, языковых, гендерных различий, где национальность определяется валютой и процентным соотношением импорта-экспорта. Культура будущего.

А пока…

В этой культуре казахи – люди новые. Кочевой народ — мы позже осознали правила игры за место. В то время, как английские лорды выдавали кредиты под залог земельной собственности, казахский народ свободно ставил юрты на общих просторах степи. Ханы и бии следили лишь за порядком ведения хозяйства, безраздельно властвуя над собственностью в жузах. И только, окончательно осев, казахи, с неудержимой жаждой движения стали делать первые шаги к овладению навыками бизнеса. Однако кочевность так и осталась в крови начинающих предпринимателей и даже сегодня.

Начало начал

Знаете, в чем парадокс нашего народа? В том, что будучи кочевниками, мы движемся от начала до того же начала. Движение есть, но его как-будто бы нет. Сама казахская нация – это один цельный народный стартап. Вечный стартап. Ведь в чем смысл этого слова? В том, что зарождаясь как идея, начальное предприятие со стремительной скоростью переходит в разряд действующего бизнеса.

Мы начинали после монгольского нашествия как страна родовых образований. Начав с зимовок и жайлау, мы были вынуждены присоединиться к другому государству. Приняв их оседлое существование, полностью перестроили  концепцию своего хозяйства. И снова этап переоценки, резкой смены социальной программы. И вновь новая концепция – концепция независимого государства. Родилась идея, из нее быстро выросла структура, стала действовать и вот уже спустя всего 2 десятка лет Казахстан – уже действующая система. Стартап Казахстана как страны – это вообще отдельная тема.

Переезды с одной территории на другую уже давно остались в прошлом, а мышление кочевника на уровне подсознания осталось.

бизнес по-казахски, бизнес в казахстане, марат абиев казахстан, казахстанская мечта
Успешный предприниматель Марат Абиев в своей книге «Казахстанская мечта» дает принципиально новые и действенные рекомендации по поводу того, как заработать в Казахстане свой миллион долларов.

Ведя бизнес, казахи хотят самые жирные куски, при этом называя дело общим. Они так же седлают лошадь, но, если она споткнулась, режут ее на бесбармак. В этом и кроется тонкая грань между бизнесом казахским и казахстанским. Казахский бизнес – это бизнес кочевника. Казахский бизнесмен, или бизнес-ага, не может оставаться на месте, его любимая фраза «нужно движение, движение», он не любит делить свое дело с другими. Как бий, он понимает, что есть острая необходимость в специалисте по рекламе, но, как хан, он не желает отдавать ему свои деньги. Как только дело перестает приносить деньги, он закрывает его, отрезая все пути к отступлению.

Ни Европа, ни Азия

Казахстанский же бизнес основан на трех китах: Азия, Европа, Америка. Здесь бизнесмен рисует новыми красками полотно из трех старых картин. Азия влечет его своей традиционностью, Европа размеренностью, Америка чистым взрывом идей и вдохновения.

Казахстанский бизнесмен – многонационален. Он расчетлив как японец, педантичен, как немец и беспокоен как американец.

Он понимает, что ему нужен маркетолог, нанимает его за большие деньги, при этом он совершенно не знает что это такое, но концепция требует его в системе. Начинающий стартапер читает книги Кийосаки, слушает Ричарда Брэнсона и смотрит ролики Петра Осипова. Мешает все в один общий микс. И что в итоге? Идеи нет. То есть она есть, но это не идея Казахстанского бизнеса, это идея Пепси-колы по-казахски, Давай поженимся по-казахски и Айфона по-казахски.

У них на это были годы, у нас всего какая-то пара десятков лет

Казалось бы, хуже некуда. Народный бизнес терпит поражение на мировом рынке. Однако все это лишь временное событие. Мы уже делаем шаги к будущему своих собственных открытий на мировом рынке. Проблема в том, что это очень большие шаги. Привыкнув к тому, что мы страна – стартап, мы все больше ускоряем процессы внутри государства. И это вполне объяснимо. То, на что у США и России ушли столетия, мы строим за 22 года. Это требование современности. Или ты идешь в ногу со временем, или не идешь вообще. Мы же — скачем. Со временем мы придем к пониманию своей рыночной идеологии, когда откажемся делать «свою» Тойоту, «свой» Windows, «свою» Пепси-колу.

Решение есть. Создать свою концепцию, свою собственную модель ведения бизнеса. Времена Шелкового пути, когда казахские степи были транзитными путями для великих держав прошли, эволюционировав в новые партнерские отношения, создавая почву для новых рыночных возможностей  Казахстана. Главное остается за нами – найти свою нишу и свое видение будущего Казахстанского бизнеса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Они тоже полезны для бизнеса:

Timeless или Тайм-менеджмент по-казахски

Характеристика «по-казахски» уже давно стала синонимом отсутствия...

Слушать Узнать Читать Смотреть Узнать Узнать

Маркетинг для всех

Сегодня сложно представить себе фирму, процветающую без рекламы.

Узнать